Лабораторная работа № 3
Тема: «Выявление ароморфозов у
растений, идиоадаптаций у насекомых»
Задачи: сформировать умение использовать знания о направлениях
эволюции для анализа черт строения растений и животных (насекомых);
сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у организмов.
Оборудование: таблицы , иллюстрирующие главные направления
прогрессивной эволюции; гербарные экземпляры растений основных отделов;
комнатные растения; коллекции насекомых.
Методические рекомендации
Ход
работы
1.Вводная беседа учителя о
цели, задачах, особенностях выполнения
лабораторной работы.
2.Проведение учащимися
лабораторной работы по инструктивной карточке.
3.Обсуждение результатов
работы, формулирование выводов, оформление результатов работы.
Инструктивная карточка
а)Рассмотрите растения:
водоросль, мох; лист папоротника, веточку сосны (или ели), цветкового растения,
выявите ароморфозные изменения во внешнем строении (появление новых органов) и
во внутреннем (появление новых тканей);
б)рассмотрите коллекцию
насекомых. Выберите представителей двух-трёх видов и опишите их образ жизни.
Определите и запишите в тетради идиоадаптации каждого насекомого (окраска,
форма тела, ротовой аппарат и пр.) к среде обитания.
Вопросы и задания:
1.Какие особенности строения мхов отличают их от водорослей?
Почему эти особенности относят к ароморфозным изменениям?
2.Какие особенности строения и жизнедеятельности папоротникообразных
позволили им в далёкое время заселить сушу?
3.Почему в далёком прошлом нашей планеты в засушливые годы
стали успешно распространяться голосеменные?
4.Какие изменения в строении предков цветковых растений привели
к их широкому распространению на Земле?
5.Сравните представителей разных отрядов насекомых
(чешуекрылых, двукрылых, прямокрылых и
др.),найдите общие черты в их строении и отличия.
6.Вывод:сформулируйте
вывод о направлении эволюции растений и насекомых.
|